Как научить ребенка мыслить креативно

Каждая внимательная и любящая мама стремится всесторонне развивать своего ребенка. Умение читать, писать и считать полезно для тренировки памяти, внимания, но это не признак высокого интеллекта. Те, кто умеет мыслить креативно, способны найти нестандартные решения обычных задач, создают новые технологии и являются двигателями науки. Так было всегда, а сейчас креативное мышление считают едва ли не топ-навыком. Так что если вы хотите быть спокойны за будущее своего ребенка, в котором он легко выберет профессию и станет классным специалистом, вам необходимо развивать его нестандартное мышление.

Как научить ребенка мыслить креативно

Что значит мыслить креативно и для чего нужна эта способность

Конечно, знание таблицы Менделеева никто не отменял. Она необходима, хотя ее недостаточно, как и других теоретических знаний и умения воспроизводить то, чему обучили. Куда более эффективными становятся люди, обладающие динамичным умом, умеющие быстро учиться.

Современный мир очень быстро меняется, вопросов в нем больше, чем готовых решений, а свежие идеи стали ценнее, чем опыт 5-летней давности. Чтобы соответствовать духу времени, мы должны быть прогрессивными, обладать гибкостью ума. Как раз за эти качества и отвечает умение мыслить креативно.

Существует мнение о том, что нестандартное мышление — это то, что есть у каждого ребенка с рождения. Якобы достаточно не мешать ему выражать свои мысли — и он вырастет креативной личностью. Но это не совсем так. Нестандартное мышление и творческое начало можно и нужно развивать. Причем в любом возрасте.

Мы подготовили для вас несколько советов, помогающих развивать творческое мышление. Используйте их сами и научите этому других членов семьи, которые проводят время с вашими детьми. Некоторые упражнения могут быть интересны и для взрослых, так что это еще одна хорошая идея совместного досуга всей семьи.

Что значит мыслить креативно и для чего нужна эта способность

Создаем творческую среду

Вместо того чтобы во время прогулки лишь спускаться с горки, а по дороге из сада хмуро смотреть в асфальт, это время можно использовать с пользой — развивать способности к нестандартному мышлению.

Обращайте внимание на обычные предметы и явления, которые вас окружают, — растения, камни, дождь, облака. Помогите своему ребенку увидеть все это с нового ракурса. Например: «Ух ты! Это облако похоже на… А что ты видишь? Почему?». Будьте внимательны к ребенку, и как только его что-либо заинтересует, поддерживайте эту искру новой информацией и совместными рассуждениями.

Перестаем мыслить по инерции

— Птицы летают?

— Да! — дружно ответили все дети.

И только одна девочка сказала:

— Летают, но не все. Куры не летают, и страусы тоже. И много других птиц, нарисованных и сидящих в клетке.

Большинство людей привыкли мыслить стереотипно, то есть по инерции. Это нормально и даже полезно, так как помогает нашему мозгу «на автомате» решать простые задачи и экономить свой ресурс на более серьезную деятельность. Вместе с тем, мышление по инерции позволяет увидеть лишь самое простое, очевидное решение, оставляя за кадром все нестандартное и интересное.

По примеру темы о птицах обсудите с ребенком другие вопросы, ответы на которые на первый взгляд кажутся очевидными. Чем он младше, тем интереснее будут его рассуждения. Потому что инерция мышления напрямую зависит от знаний и опыта: чем их меньше, тем реже мозг «ленится» думать и чаще находит творческие ответы.

Другой способ отойти от стереотипов и увидеть привычные вещи по-новому — рассказать о них так, будто собеседники видят их первый раз и ничего не знают о них. Попробуйте, например, объяснить человеку из XVII века, что такое кино или социальная сеть.

Перестаем мыслить по инерции

Играем в слова и придумываем истории

Поощряйте детские фантазии, вместе играйте в ассоциации, слова, придумывайте свои истории. К примеру, вы можете взять одно слово и подобрать другие, начинающиеся на его буквы. Усложняем задачу — составляем предложение из слов, начинающихся с заданных букв. Чем более необычными будут ваши предложения, тем лучше.

К примеру, КОМНАТА:

Кот

Отпрыгнул

Мимо

Носорога

А

Теперь

Атаковал

Еще один вариант — составить короткую историю на 1–2 предложения, используя заданные слова. Хорошо, чтобы их значения были максимально далекими друг от друга. К примеру, можно взять такие пары:

  • медведь — шкаф;
  • звезда — карандаш;
  • собака — железо;
  • цветок — таблица;
  • дерево — треугольник;
  • терка — автобус.

Вместе с детьми вы можете придумать свои пары слов, чем неожиданнее будет ваш выбор, тем лучше. В общем, фантазируйте по максимуму!

Ищем новое применение для привычных вещей

Мышление креативного человека отличается тем, что в простых вещах он видит новые возможности. К примеру, придумайте, как минимум, пять новых способов применения карандашу, кроме его основной функции, конечно. Например, им можно закалывать прическу. Попробуйте подобрать еще четыре.

Ищем новое применение для привычных вещей

Переписываем сюжеты

Вместе подумайте, как могли бы закончиться известные сюжеты, если бы их герои поступили иначе. К примеру, если бы Колобок не залез Лисе на нос, а Мальчик-с-Пальчик не использовал камни, чтобы выйти из леса. Какие решения можно было бы найти, чтобы выйти из ситуации? Что бы произошло дальше?

Рисуем расписание

Почему бы не составить свой график дня или расписание уроков в виде символов или рисунков? Пусть ребенок придумает обозначения для каждого действия / школьного предмета и нарисует это все на плакате без единой буквы или слова.

Рисуем расписание

Действуем нестандартно

Повторяющиеся монотонные действия тоже можно использовать для развития креативного мышления. Попробуйте вместе с детьми выполнять привычные дела не так, как всегда. К примеру, раскладывайте вещи на полках левой рукой (для левшей — правой), сделайте перестановку в комнате, сложите книги в другой шкаф, ходите в магазин другой дорогой, посещайте новые места и т.д.

Базовые навыки и креатив

Кроме перечисленных творческих занятий, для развития креативного мышления нужны также:

  • базовые навыки: запоминание, внимание, умение концентрироваться, самоорганизоваться;
  • всестороннее развитие: умение читать, считать, рисовать, знание иностранных языков и т.д.

Ведь невозможно ожидать от ребенка нестандартных решений без основных теоретических знаний, необходимых для их принятия!

Базовые навыки и креатив

Соблюдаем баланс

Так много всего нужно изучить, придумать, потренировать и развить! В такой ситуации некоторые родители берутся за все и сразу: отправляют ребенка на IT-курсы, уроки игры на барабане, дополнительные занятия по математике и еще спортивную секцию. При этом у него совсем не остается свободного времени на отдых или любимые дела. И нежелание учиться — далеко не самая большая проблема, к которой может привести ваше желание научить всему и сразу.

Вместо этого помогите ребенку соблюдать баланс между отдыхом и развитием, не переусердствуйте с обучением — и в нем не потухнет искра творчества и новых открытий.

Комментарии пока отсутствуют
Комментарии сайта
Комментарии facebook

Добавить комментарий

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов'язкові поля позначені *