Раннее развитие: почему я против

Сейчас в детских садах, группах в Фейсбуке и в любом месте, где собираются две и больше мам, активно обсуждается тема раннего развития. Модные журналы и блогеры составляют свои топы развивающих игр, рекламируют дорогие и мегаполезные игрушки, а детям с пеленок предлагают карточки Домана, сортеры, пазлы и пальчиковые краски. А времени у вас — разве что допить утренний чай где-то после обеда, когда ребенок уснет. Так ли полезны все эти развивашки, как принято считать, и стоят ли они потраченных ресурсов?

Раннее развитие: почему я против

Доводы «за» и «против»

Считается, что раннее развитие стало популярным после выхода книги Масару Ибука «После трех уже поздно». В ней автор рассказывает о том, что дети до трех лет могут просто изучать языки, учатся писать, считать и играть на музыкальных инструментах. А после этого «уже поздно» и на усвоение тех же знаний и навыков понадобится больше сил и времени. Давайте рассмотрим все плюсы и минусы такого развития.

Аргументы «за»

Прежде всего, занятия с маленькими детьми обучают их взаимодействию с окружающим миром, развивают моторику рук, которая, кстати, отвечает за речь. Так мозг малыша становится более пластичным, увеличивается количество нейронных связей, а это — признак высокого интеллекта. Еще несколько плюсов:

  1. Общение с родителями. Неважно, чем вы занимаетесь: рисуете, лепите, рассматриваете картинки, учите буквы или просто играете, вы находитесь рядом с ребенком и уделяете ему внимание.
  2. Запоминание новой информации. Из книг и мультиков дети узнают о том, как выглядит животные, что они едят, как называются деревья, цветы и т.д. Все это расширяет кругозор.
  3. Привыкание к нагрузке. Если заниматься с малышом регулярно, это помогает ему привыкнуть к процессу обучения и в дальнейшем ему будет проще учиться в школе.
  4. Приобретение навыков. Если вы не учите малыша считать и читать, а готовите его к дальнейшему обучению (в процессе игр развиваете логику, речь, мышление), в будущем, когда придет время, это поможет ему легко овладеть навыками письма, чтения, счета.
  5. Раскрытие потенциала. С первых лет жизни вы можете заметить, что ребенку нравится запоминать и рассказывать стихи или, наоборот, ему интересны фигуры, цвета, буквы. Если построить занятия с учетом интересов малыша, они принесут пользу.

Доводы «за» и «против»

Читайте также. Чем занять непоседу: выбираем детскую секцию или кружок

Аргументы «против»

Некоторые дети с удовольствием занимаются в раннем возрасте, но часто бывает и так, что малышу вовсе не нужен новый сортер, пазл или другая модная игрушка. Он уже разбросал все детали и прокатился по ним любимой машиной. Из-за этого, конечно, у мам возникает чувство вины: я все делаю не так, мало с ним занимаюсь, нужно больше и усерднее. В результате:

  1. Все получают стресс. Ведь вместо того, чтобы снова рассматривать жирафа и слона, ребенок хочет просто прыгнуть в лужу или построить башню из конструктора. Плюс он чувствует ваш стресс, сомнения, чувство вины, нервничает сам и еще больше портит настроение вам. Получается замкнутый круг.
  2. Сравнение с другими детьми. Для многих родителей раннее развитие сводится к соревнованию с мамами из детской площадки. И если «Маша уже цитирует Чуковского, значит, и нам нужно не отставать». Ну и что, что ей уже пять, а вашему карапузу всего полтора?
  3. Детство за скобками. Игры, веселье, беспечность — все это остается непрожитым, пока вы спешите с ребенком с английского на математику и потом еще на танцы. Прятаться, бегать, падать — в два года все это нужно малышу больше, чем английский.
  4. Отсутствие спонтанной игры. Каждый ребенок должен уметь занимать себя сам: придумать новую игру, выбрать игрушку и решить, что с ней делать. Все это формирует воображение, фантазию, мышление. Для этого детей нужно оставлять наедине с собой, чего мамы-поклонницы раннего развития стараются не делать. Ведь они развивают малыша каждую минуту.
  5. Навязывание интересов. Если ребенок не может научиться считать в два года, как соседская Маша, он не оправдывает ожиданий родителей. При этом его настоящие желания, к примеру, послушать сказку, остаются незамеченными.
  6. Несоответствие затрат и результатов. Трудно заранее предугадать, какая методика развития подойдет вашему ребенку. Чаще всего бывает так, что родители сами в процессе игры могут научить его большему, чем педагоги в развивашке за два часа в неделю.
  7. Сомнительный результат. Есть исследование, в ходе которого дети, с которыми занимались ранним развитием (чтением, письмом, счетом, языками), в школе учились не лучше сверстников, которые развивались согласно возрасту. Одноклассники быстро все наверстали, т.к. их мозг был готов к восприятию этой информации.
  8. Нежелание учиться. Одни дети привыкают к занятиям и охотно продолжают учиться. Но есть и те, кого заставляли что-то запоминать в то время, когда хотелось прыгать и бегать. Если ребенок не готов или не хочет, такое раннее развитие может отбить интерес и желание учиться. Особенно если ругают за ошибки.

Стоит ли спешить?

Как правило, дети, с которыми усиленно занимались с младенческого возраста, примерно в то же время, что и сверстники, учатся садиться на горшок, разговаривать, ходить. Читать и считать, конечно, можно научиться в 3–4 года — для этого понадобятся усилия. А вот потом, через пару лет, этому обучатся все дети в школе. И не факт, что те, кто умели все это делать в 3, будут лучше учиться в 7. Так стоит ли спешить, если в свое время ребенок все равно всему научится?

Стоит ли спешить?

Попробуйте сами

Чтобы окончательно взвесить все «за» и «против», предлагаем такой эксперимент. Если вы сторонница активного раннего развития, попробуйте все то, что вы предлагаете ребенку, на себе: изучайте язык программирования PHP и итальянский, кружевоплетение, фигурное вождение самолета. Для общего развития не помешает. И да, вы правы: животные, формы и цвета — это проще. Но и вам ведь не 7 месяцев.

Скорее всего, вы усвоите какую-то часть этой информации и через пару месяцев благополучно забудете ее. Просто потому что она вам не нужна. То же происходит и с детьми: их память, как губка, впитывает все, что вы ей предлагаете. А потом, если информация будет неактуальна, все забудется с таким же успехом.

 

В ущерб здоровью

Если дергать росток, чтобы помочь ему быстрее расти, его можно повредить. Так же и с детьми. Не нужно торопиться — опирайтесь на природный потенциал. Если ребенку интересны фигуры и буквы, занимайтесь столько, сколько захочет он сам. А если нет — не заставляйте.

Предлагая занятия, которые не соответствуют возрасту, вы идете против природы и можете пропустить то, что действительно необходимо сейчас. Пока вы решаете логические задачи и учите цифры, малыш мало бегает, прыгает, не осваивает пространство, не исследует возможности своего тела.

Позже, в 7–9 лет, такое раннее развитие может привести ребенка к нейропсихологу, который попробует развить нужные области при помощи упражнений. Но конечно, они не сравнятся с естественным процессом — тем самым, который был упущен из-за желания опередить всех в развитии.

Читайте также. 5 мифов о родительстве, которые давно пора побороть

Как мы спешили развиваться и что из этого вышло

«Конечно, как и все мамы, еще будучи беременной, я много читала о детях, их здоровье и развитии. Перед самыми родами я уже знала, что через полгода буду водить ребенка на развивающие занятия, а к четырем научу читать и считать.

Дома мы занимались с сыном по карточкам Домана, как и планировалось, с шести месяцев пошли в школу Монтессори. Сейчас ему семь. Он очень любит читать, много времени проводит за книгами, а потом приходит в школу и хочет поделиться с одноклассниками своими открытиями. Но им не интересно с ним — они играют в Бейблейдов и бегают всю перемену от звонка до звонка.

В итоге: у сына нет друзей, он не умеет играть, и это, конечно, отражается на самооценке, уверенности в себе, он стал замкнутым, снизилась успеваемость, перестал даже читать. Сейчас ходим к психологу, чтобы адаптироваться к общению и играм со сверстниками.

PS. Сегодня Владик пришел из школы и попросил купить ему Бейблейд».

ак мы спешили развиваться и что из этого вышло

Подведем итоги

Здоровый ребенок нормально развивается сам в безопасной для него среде. Ему не нужны специальные игрушки и занятия по расписанию. Ему нужны ваша любовь, поддержка, свобода выбора. Обыкновенные повседневные дела — поставить тарелку на стол, застегнуть пуговицы и др. — это те же занятия Монтессори, только в комфортной обстановке рядом с мамой.

Если ваш ребенок хочет стучать палкой по луже — пусть стучит. В это время он знакомится с окружающим миром, наблюдает, как действует поверхностное натяжение воды, и… развивается! А вы тем временем возьмите себе кофе, прислушайтесь к пению птиц и скажите себе: я хорошая мама и все делаю правильно.

Комментарии пока отсутствуют
Комментарии сайта
Комментарии facebook

Добавить комментарий

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов'язкові поля позначені *